Религиозные войны в истории.


   Войны всегда были «спутниками» человечества.(1) Люди не только привыкли к ним, но и пытались преобразовывать, модернизировать оружие. Реакционная индивидуальность и жажда наживы руководили агрессивностью и жестокостью в людской толпе. За минувшие пятьдесят веков народы пережили более 14500 больших и малых войн. За все годы существования человечества только 300 лет прошли под флагом мира.(2)
   Сначала войны организовывались в тени борьбы за территориальные владения отдельных племен, целью которых было покорение более слабых народов, устрашение соседей, самооборона, приобретение рынка сбыта, обогащение. В начальный период Средневековья у многих народов шел процесс формирования государственности, что характерно широкомасштабными завоевательными походами.(3) После того, как в I веке двенадцать апостолов – учеников Иисуса Христа – принесли миру христианство, а немногим позже появился ислам, войны стали приобретать оправдательно религиозный характер. Но, несмотря на так называемую религиозную направленность средневековых завоевательных походов, все они были нацелены в большей степени на захват территории противника, чем на покорение его армии и насаждения своей религии.
   Массовость армии росла параллельно значимости христианской церкви. Трудно говорить сейчас, имели ли смысл битвы и завоевания, целью которых было принести еретикам правильную веру в настоящего Бога. Многие из них носили характер варварской жестокости, о который в Библии сказано: «любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете».(4)Если церковь призывала к поклонению христианскому Богу, то почему сама не соблюдала Его заповеди? Этот факт невольно наталкивает на мысль о том, что почти у каждой религиозной войны был скрытый смысл, иная цель.
   Война – тотальное разорение территории врага и уничтожение его живой силы.(5) Религиозная война – вызов глубоких моральных перемен в необразованном обществе путем диктаторского навязывания того или иного религиозного верования.
   Политика, связанная с религиозными конфликтами, так или иначе, сопровождается территориальной и экономической заинтересованностью государств, ввязанных в войны.
   Восток и Запад враждовали практически всегда. Между ними существует условная граница, основанная на политических, экономических и религиозных противоречиях. Многонациональность государств, их различное по темпам и основным направлениям развитие становятся камнем преткновения в Западно-Восточных отношениях.

   1. Становление ислама и христианства. Начало противостояния.

1.1. Арабы в средние века. Ислам.

   В VII веке в Аравии зародилась третья по времени возникновения после буддизма и христианства мировая религия – ислам, что означает в переводе с арабского «вручение себя Аллаху», «покорность». (6) Основателем ислама считается пророк Мухаммед, объявивший себя посланником Аллаха. Вероучение ислама было изложено в Коране и распространялось преимущественно в странах Среднего и Ближнего Востока, Северной Африки, Юго-Восточной Азии. Ислам в степи в свое время распространялся последователями мистического движения суфиев, самым известным из которых был Ходжа Ахмед Ясауи.
   Ислам содержит пять основных требований: исповедание, молитва, пост, милостыня, хадж. Исповедание подразумевает признание единым существующим Богом Аллаха, а Мухаммеда – Его пророком. Молитва – каждодневный пятикратный ритуал обращения к Аллаху. Пост, называемый рамазан и рамадан является месяцем в году, когда все, кроме малых детей и больных, с рассвета до заката солнца не имеют права, ни есть, ни пить. Каждый имущий раз в год обязан делиться своими доходами, выделяя часть их в качестве милостыни в пользу бедных. Хадж – это посещение святых мест в Мекке и поклонение Каабе. Но в исламе существует еще одно дополнительное требование к истинно верующим – джихад – Священная война против неверных, иначе называемый газават.
   Большинство арабских племен примерно в 630 году объединились с целью противостояния внешним завоевателям в Хиджазе, Мекке, Медине и Таифе.(7) Окончательному объединению арабских народов способствовало принятие единой религии- ислама. Будучи активным, кочевым народом, арабы привыкли считать завоеванное с помощью оружия честно себе принадлежащим. Распространение ислама стало основной идеей начала арабских завоевательных войн VIII и далее веков. Сирия, Палестина, Египет, Иран, северная Африка, Армения, Испания, Средняя Азия были завоеваны арабами. Ислам превратился в мировую религию.
   Ислам стал «цементирующей» централизующей силой арабской армии. Вера в то, что войны проводятся во имя Аллаха, и каждый погибший в бою попадет в рай, повышали агрессивность и неумолимую жажду власти арабов. Арабы, обладающие способностью, несмотря ни на какие тяжести и страдания, сохранять объединявшие их довольно прочно общий язык и общую религию, всегда жили с мечтой о единстве. Средневековые арабы, не думающие о себе, как о большой нации, и не признающие пока ядром своего объединения именно национальные особенности и связи, опираются на общности культурной и религиозной сфер общения. Религия для арабов, как показывает история, всегда выходит на первый план.

1.2. Возникновение христианства.

   Христианство появилось около двух тысячелетий назад. В дни царя Ирода в городе Вифлееме у простой девушки Марии родился сын Иисус. Это было чудо, поскольку он родился не от земного отца, а от “Духа Святого” и был не человек, а Бог. Выросши, Иисус творил чудеса, исцеляя людей. Он проповедовал религию, предназначенную для всего человечества, а не для одного избранного народа; призывал людей покаяться, отказаться от богатства, простить окружающим прегрешения, проявлять милосердие, молиться за обидчиков.(8) Однако проповедническая деятельность Христа не была принята всеми. По приказу римского наместника в Иудее Понтия Пилата Иисус был судим и подвергнут распятию – мучительной казни на кресте. На третий день после смерти Иисус воскрес и поднялся на небеса.
   Библейское христианство никогда не оправдывало религиозные войны с целью самоопределения религии и ее широкого распространения на захваченных территориях. Напротив, в данном вероисповедании убийство и желание обладать чужой вещью считается большим грехом. В христианстве говорится о равенстве всех перед Богом, о праве каждого человека на счастье и веру. Христианство учило любить в человеке не внешние качества, а его душу. В одной из 10 заповедей христиан, которые Моисей принес с горы Синай, говорится: «не убивай».
   Становление христианства происходило в условиях полемики с античным варварским язычеством, а также с неортодоксальными взглядами внутри церкви, которые объявлялись ересью.(9) Первое насаждение христианства произошло, когда папа на Вселенском соборе решил направить христианских миссионеров в страны, где живут еретики, чтобы принести им новую веру. Насаждение Христианства вскоре перестало иметь мирный характер. Встречая сопротивление народных масс, посланники церкви начали использовать насильственные методы: были разрушены многие античные храмы, казнены тысячи людей.

1.3. Крестовые походы.

   Крестовые походы можно смело назвать огромным военно-колонизационным движением, целью которого было завоевание Востока. В нем приняли участие западноевропейские страны: феодальные сеньоры, рыцарство, часть горожан и крестьянства. Основной задачей крестоносцев провозглашалось освобождение христианских святынь, прежде всего гроба Господня в Иерусалиме, из-под власти неверных – мусульман.
   Однако, причиной начала крестовых походов вряд ли можно назвать слепое рвение народов спасти святые места от насаждения ислама. Во-первых, политическая ситуация на Востоке вызывала серьезные опасения: арабы совершили в XI веке обширные завоевания в Азии, Африке, на Пиренейском полуострове; на завоеванных территориях возникли новые мусульманские государства: Багдадский, Фатимидский и Омейядский халифаты.(10) Византию тревожило положение дел на Востоке, однако, к тому времени, когда европейская армия была готова вступить в бой, опасность со стороны арабов значительно снизилась. Необходимости европейцам начинать войну не было. Крестоносцы оказались непрошеными гостями. Во-вторых, не стоит оставлять без внимания тот факт, что в Европе практически не осталось пустых плодородных земель, большая часть мелкого дворянства не была обеспечена участками для посевов; рыцарское сословие голодало, не получая за службу обещанного сеньорами вознаграждения; крестьяне были готовы к кровавым бунтам. Росло население, не хватало элементарных продуктов питания, к тому же в 90-е годы XI века на страны Европы обрушился набор несчастий, голод и неурожай. Необходимо было развеять обстановку. Обострение отношений с Востоком подтолкнули папу Урбана II на мысль о том, что можно разбавить недовольное общество, отправив его на войну. Было выделено поле боя, обнаружен противник, осталось только придумать мотив. Предполагаемым участникам похода объяснили, что их завоевания являются ни чем иным, как паломничеством в Святую Землю с целью освобождения бессильных и угнетенных от мусульманского ига. На церковном соборе 1095 года папа Урбан II выступил с призывом освободить гроб Господень в Иерусалиме, обещав всем участникам похода отпущение грехов, богатую добычу, а павшим в бою – райское блаженство.(11)
   Первой в поход отправилась беднота – толпы плохо вооруженных, необученных военному искусству крестьян, полных надежды получить кусок земли и все те богатства, которые удастся завоевать на сказочно богатом, как им рассказывали служители католической церкви, Востоке. На их одежде были нарисованы или пришиты кресты – священный знак христианства, который должен был означать и показывать их особое сверхназначение, миссию религиозного характера. Проделав долгий сложный путь в Константинополь, они были наголо разбиты турками в Малой Азии.
   На помощь крестьянам пришли рыцари, имеющие оружие и конницу. В первом походе монархи и государственная армия не принимали участие. Только крестьяне и дворяне защищали честь «религиозного фанатизма». В результате объединения с рыцарями участникам первого крестового похода удалось «вернуть» некоторые территории, а также продвинуться вглубь обороны противника. Иерусалим стал столицей образованного крестоносцами христианского Иерусалимского королевства, но на этом, как ни странно, освободители не остановились. К Концу XII века стало ясно, что считанные единицы действительно отправились в крестовый поход, чтобы сохранить свои традиционные, культурные, религиозные исторические ценности. Большинство же надеялось найти благоприятное пространство для начала новых торговых отношений, образования собственного прибыльного дела, обогащения.
   Однако, моральные ценности средневекового человека очень скоро дали о себе знать. Поскольку христианские государства занимали лишь узкую береговую полосу Малой Азии, требовалась постоянная консолидация всех военных сил.(12) Это привело к возникновению особых духовно-рыцарских орденов. Турки объявили крестоносцам джихад, скорее всего, подразумевая более месть завоевателям, чем врагам по вере.
   Арабы во многом превосходили европейцев. Они знали, что для них значит их религия и брались за оружие в большинстве случаев именно по религиозным мотивам; изучали философию, естественнонаучные знания, сохранили в переводах часть греческой библиотеки, потерянной в Европе. К тому же арабы являлись с давних времен беспокойным, активным, подвижным народом, готовым в любую минуту вскочить на лошадь и мчаться в атаку. Для городских европейцев, привыкших жить по заготовленному предками общепризнанному плану социального и экономического развития, на тот момент времени шансы победить равнялись нулю. В дополнение ко всему, к последнему крестовому походу европейские дворцы раздирали не только политические, но и торгово-экономические интриги. Англичане и французы, еще не успев вступить в войну, передрались из-за предполагаемо в будущем завоеванных территорий. В итоге, в 1204 году пала и была разгромлена столица Византии – христианского государства – Константинополь. Естественно, что о борьбе с неверными в Европе уже никто не помышлял.
   Итак, основными причинами крестовых походов были желание западных феодалов, папской курии и остальной части европейского населения приобрести новые владения и тем самым увеличить свои доходы. Не исключено стремление римских пап распространить свою власть на новые страны. Сколько бы ни продолжалось противостояние христиан и мусульман во время крестовых походов, продолжать вводить народ в заблуждение, призывая его к борьбе с неверными, для римских пап с каждой новой победой арабов становилось все сложнее. Нелепо было, идя в атаку кричать «да будет Божья воля» и одновременно мечтать положить конец торговому господству арабов и византийцев на Средиземном море. Крестовые походы являются одним из самых ярких примеров несопоставимости военной идеологии (походы должны были изначально нести религиозный характер) и реальных целей, поставленных перед завоевателями. Крестовые походы закончились ни победой христианства, ни победой ислама. Напротив, они способствовали ознакомлению феодальной Европы с культурой и техникой Востока, развитию военного искусства и заимствования некоторых видов оружия. Наподобие арабской армии, европейцы организовали род легкой кавалерии: часть лучников была посажена на лошадей. На Востоке в свою очередь был впервые ввезен компас; начался переход от гребного к парусному флоту.(13)

2. Политическая борьба между Востоком и Западом.

2.1. Миссия в Омане.

   Восток и Запад, в эпоху Средневековья борющиеся друг с другом с помощью войн и освободительных движений, к концу XIX – началу XX века начнут террор и беспочвенную агрессию, направленную на разделение мира. Если в прошлом между ними разделителем стояла религия, то теперь мотивы их противоборства скрываются значительно глубже.
   Чтобы укрепить свое влияние в зоне Индийского океана, англичане оккупировали Оман в 1871 году. Вдоль побережья страны проходят важные морские торговые пути, по которым танкеры перевозят нефть в страны Запада. Узкая полоска земли в 30 миль длиной, принадлежащая дружественным Арабским Эмиратам, разделяет Оман на две части: большая, где находятся все нефтяные месторождения, расположенная на юго-востоке Аравийского полуострова, и гораздо меньшая территория, площадью около 600 квадратных миль, выходящая в Ормузский пролив, который часто называют «нефтяной артерией», «шейной веной» или другим названием, пытаясь этим оправдать британский контроль над страной, видимо, необходимый не только Британии, но и всему западному миру.(14)
   Англичане ожидали столкнуться с неприятностями, которые должны были исходить от «порабощенных» оманцев, но они и предположить не могли, насколько сильным станет движение сопротивления. В 1962 году эмигрантами, работавшими в развивающихся странах Персидского залива, был создан народный фронт освобождения Дофара. После неудачного покушения на султана Омана Саида бен Теймура в апреле 1966 года в Дофар было направлено тысячное войско султана, перекрывшего линию снабжения. Победа Национального фронта в Южном Йемене позволила Фронту Дофара получить необходимое оружие, пищу, в то время, как действия англичан и султана все более раздражали мирных жителей Дофара.
   Пиком конфликта стал 1968-1969 год, когда нефтяные залежи Омана дали невероятно много нефти, а деньги с ее продажи Саид использовал по собственному усмотрению. Несмотря на огромный приток капитала, султан отказался от перевооружения своей армии. К марту 1970 года расположенные возле Дофара английские базы ВВС нередко подвергались артиллерийскому обстрелу. Бездействие Саида привела к его отставке, причем организованной его же бывшими союзниками: официальный представитель министерства иностранных дел Великобритании предложил передать власть сыну Саида Кабусу, который сразу же по приходу к власти объявил о программах развития Омана. Великобритания приняла все меры к расширению своего военного присутствия в этой стране.(15)
   Тот факт, что еще в 1913 году Оман объявил себя независимым государством и отказался признать власть английской администрации, не повлиял на решение Великобритании любыми путями сохранить контроль над Оманом. После семи лет долгой изнурительной войны, не принесшей ожидаемых результатов ни одной из воюющих сторон, был подписан Сибский мирный договор, по которому Великобритания и весь западный мир признавал суверенитет Омана. Однако после того, как к власти в 1955 году не без помощи англичан войска султаната Маскат захватили власть над страной.
   Итак, в июле 1970 года при помощи государственного переворота и все тех же англичан, как ни странно, власть перешла от консервативно настроенного султана Теймура к его сыну Кабусу, приступившему к модернизации жизни страны. В августе того же года было принято нынешнее название страны – Султанат Оман. За Великобританией было закреплено право использования административных и военных аэродромов на территории страны, а позже и США получили право пользоваться портами Омана и военно-воздушной базой на острове Масир. В 1971 году под влиянием Англии Оман вошел в состав ООН.(16)

2.2. Операция «Буря в пустыне».

   В конце 80-х годов XX века Ирак превратился в один из самых мощных дестабилизирующих факторов на Ближнем Востоке. Многочисленные войны, как внешние (с Ираном), так и внутренние (против курдских повстанцев на севере), не только разорили страну, но и наводнили ее оружием. С другой стороны, они создали у президента Ирака Суддама Хуссейна убеждение в возможности решать все вопросы исключительно силой. Один из таких споров возник между Ираком и странами Персидского залива. Ирак нуждался в деньгах, поэтому выступил за повышение цен на добываемую в регионе нефть. Но здесь он натолкнулся на противодействие со стороны Кувейта и Саудовской Аравии. С Запада, конечно, строго смотрели США.
   2 августа иракская армия вторглась на территорию Кувейта. Реакция Запада не заставила себя долго ждать. На встрече в Аспене – штат Колорадо – премьер-министр Великобритании Маргарет Тэтчер и американский президент Дж.Буш договорились о совместных действиях против Ирака. Было решено, опираясь на Совет Безопасности ООН и действуя в соответствии с его резолюциями, создать, возможно, более широкий международный вооруженный контингент для отпора агрессии Хуссейна. Уже с 9 августа была начата переброска войск США в рамках операции «щит пустыни».
   В течение последующих пяти с половиной месяцев Совет Безопасности ООН принял 12 резолюций в отношении Ирака, в которых требовал вывести войска и объявлял бойкот захватчику.(17) Однако СБ ООН мирным путем ничего добиться не удалось. Не имея другого выбора, а, впрочем, имея, но, не желая к нему прибегать, ООН разрешила использовать все средства, в том числе и военные, чтобы вывести иракские войска из Кувейта.
   В состав антииракской коалиции вошло 28 стран. С Запада против Ирака выступили США, Великобритания и Франция. Общими усилиями под руководством генерала Н.Шварцкопфа была разработана операция под кодовым названием «буря в пустыне», по окончанию которой союзники завоевали господство в воздухе и перешли в контрнаступление. Сопротивление иракских войск становилось все слабее, и непрерывные бомбардировки в конечном итоге полностью деморализовали иракскую армию. Уже не надеясь удержать позиции в Кувейте, иракцы приступили к уничтожению на оккупированной ими территории нефтяных скважин и хранилищ. 15 февраля Ирак заявил о своей готовности вывести войска из Кувейта. К 27 февраля американскими, французскими и английскими объединенными войсками территория Кувейта была полностью освобождена.(18)
   По числу стран, вовлеченных в конфликт, и по количеству задействованных войск операция «Буря в пустыне» стала крупнейшим сражением со времен второй мировой войны. Американцам удалось опробовать новейшее оружие, которое ранее не использовалось в деле, а также заручиться поддержкой многих арабских стран, в том числе и Кувейта, в борьбе не только против Ирака, но и против Ирана, показывающего себя главным оппозиционером американской политической системы на Востоке.
   Стоит заметить, что конфликт между Ираком и Кувейтом усилил роль влияние европейских государств и США на арабский регион. Запад снова победил и не в последний раз. Следующим шагом станет эскалация арабо-израильского конфликта, который до сих пор не решен.
   Восток остается загадочным регионом. Понять восточного человека может только восточный человек. И, сколько бы усилий ни прикладывали Европа, Америка и Россия, проблемы арабских государств могут решить только сами арабские государства, которые, как правило, в дела Европы, США и России не вмешиваются. «Каждая туземная нация, цивилизованная или оставшаяся в развитии, видит в своей стране «национальный дом», в котором она хочет жить и оставаться навсегда единственным хозяином, и такая нация не согласится по своей воле не только на новых хозяев дома, но даже и на совладельцев его».(19)

Восток и Запал сегодня. Не решаемая дилемма: война или мир. Конец XX века – начало новых надежд.

   К концу XX века стало ясно, что оружием и силой вряд ли можно добиться славы. Весь XX век был наполнен трагическими событиями: революции, две мировых войны, кровавые восстания за предоставления колониям независимости, межнациональные трения и международные конфликты, «холодная война», раздел мира на страны Социалистического лагеря и проамериканские государства – вот на чем держалась история этого долгого жестокого времени, полного боли и страдания.
   Сложилось немало геополитических зон, где в наиболее острой форме происходит столкновение двух нарастающих тенденций: молниеносного развития Европы и стремления США добиться лидерства в мире. Крупнейшей такой зоной является постсоветское пространство и арабское поле действий.(20)
   Присутствие миротворческих войск ООН в горячих точках не вызывает удивления. В частности, именно конфликт между Ираком и Кувейтом привел к значительному усилению значимости ООН на Востоке. «Голубые каски» находятся сейчас на границе Ирака и Кувейта.
   Появились ранее не возникавшие проблемы, а именно, ухудшение мировой экологии. Загрязнение окружающей среды в результате мегамасштабного использования оружия, в том числе и ядерного, достигло беспрецедентных цифр. В речевой обиход вошло новое понятие «парниковый эффект», опасный резкими изменениями климата практически во всех точках земного шара.
   Человечество не прекращает платить за свои ошибки. Именно поэтому возникает новая идея гуманистического реформизма системы международных отношений между Западом и Востоком. Лидеры ведущих мировых держав пытаются посадить за стол переговоров правителей все еще воюющих Израиля и Палестины, Индии и Пакистана, Турции и представителей от территории курдов…продолжать перечисление конфликтующих стран можно долго. В арабских странах набирает темп политическая борьба между реформистами и традиционалистами. В большинстве арабских государств все еще существует монархия, а в некоторых – теократические режимы, характерные номинальной властью президента и правительства, подчиненных духовной исламской верхушке. Сейчас многие говорят о цивилизационной целостности мира, но, вряд ли таковое будет возможным, пока Восток и Запад будут существовать, как два разных политических лагеря.

Примечания.


  1. Сто великих битв. Энциклопедия. М.: «Вече».-1999.-С.6.
  2. Там же.
  3. Там же.
  4. Новый Завет. От Луки. Глава 6.
  5. Сто великих битв.С.6.
  6. Алиева. С.К. Всеобщая история. М.: «Лист» - 1999. – С. 42.
  7. Там же. С. 43
  8. Там же. С. 36.
  9. Всеобщая история. М.: «Слово» - 2000 – С. 174.
  10. Там же.
  11. Там же. С. 194.
  12. Алиева. С.К. Указ. соч. – С. 48.
  13. Всеобщая история. С. 195.
  14. Сто великих битв.С.110.
  15. Преступники и преступления с древности до наших дней. Энциклопедия. М.: «Сталкер». – 1997. – С. 384.
  16. Там же. С. 386
  17. Сто великих битв. С. 527.
  18. Там же. С. 532.
  19. Цит. по: Жаботинский. 1953.-т.4.С.253.
  20. Всеобщая история. С. 626.
Володя Ким, Усть-Каменогорск
Мария Макарова, Алматы
Hosted by uCoz